Почти в центре Алупки среди зелени старинного парка возвышается величественный Воронцовский дворец
– уникальный памятник архитектуры первой половины XXI в. Построенный в
эпоху романтизма, он поражает современного зрителя ярким своеобразием
архитектурных форм. Оригинальная планировка, интересное стилевое решение
каждого из корпусов, мастерство, с которым выложены стены и, наконец,
отделка внутренних помещений – всё это восхищает уже не одно поколение
любителей прекрасного. Сотни крепостных и вольнонаёмных рабочих –
каменщиков, резчиков, лепщиков, столяров – вложили сюда свой талант и
труд. При этом был настолько искусно использован рельеф местности, что,
кажется, дворец вырастает из окружающей природы.
Дворец строился как летняя резиденция видного государственного деятеля
России, генерал-губернатора Новороссийского края М.С. Воронцова
(1782-1856).
Сын русского посла в Англии, он получил там блестящее домашнее
воспитание и образование. Вернувшись девятнадцатилетним юношей в Россию,
стал участником русско-турецких и антинаполеоновских войн. Проявил
личную храбрость и отличился в сражениях под Смоленском и Бородино. С
1815 по 1818 г. в чине генерал-лейтенанта командовал русским
оккупационным корпусом в Париже. С 1823 г. был генерал-губернатором
Новороссийского края, а с 1844-го и Кавказа. За два года до смерти
Воронцов был удостоен звания генерал-фельдмаршала.
В эпоху бурного экономического развития России и особенно интенсивного
становления капитализма на юге страны он был инициатором развития здесь
табаководства, виноградарства, виноделия, коневодства и овцеводства. В
это время стали ходить по Чёрному морю первые пароходы, в Крыму
строилась первая шоссейная дорога.
Не забывал Воронцов и о собственных доходах. Для их повышения он
стремился расширить свои владения, скупая земли на юге Украины, в
Бессарабии и Крыму. Один за другим переходили к семье Воронцовых участки
в Алупке, Массандре, на мысе Мартьян, в Ай-Даниле, Гурзуфе, Ак-Мечети,
Коккозах, на яйле – всего около двух тысяч десятин крымской земли.
Для обустройства этих владений и, главным образом Алупку, в России и за
рубежом начинается поиск архитекторов, садовников и мастеров всех
строительных специальностей.
Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора
(1789-1879). В развитии английского романтизма первой половины XIX в.
большую роль играло увлечение памятниками старины, их изучение и
восстановление. Этой деятельности и посвятил себя Блор в молодые годы.
Впоследствии он был придворным архитектором Георга IV, затем королевы
Виктории. Ему принадлежат проекты Вестминстерского аббатства, части
фасада Букингемского дворца, некоторых усадебных построек, как на
континенте, так и в бывшей английской колонии Австралии. Но, пожалуй,
наиболее самостоятельно и полно его дар раскрылся в проекте Алупкинского
дворца.
Первоначально дворец строился согласно другому архитектурному замыслу,
работа над которым проводилась с 1825 по 1828 г. одесским архитектором
Франческо Боффо, стоившим для Воронцова дворец в Одессе, и, как
установил на основании архивных изысканий научный сотрудник Алупкинского
дворца-музея Л.Н. Тимофеев, английским архитектором Томасом Харрисоном.
Согласно этому проекту, в январе 1829 г. уже начались подготовительные
работы. Однако, внезапно в июне 1831 г. от Воронцова, находившегося
тогда в Англии, было получено распоряжение о временном прекращении
строительства. Судя по всему, заказчик почувствовал изменения,
произошедшие во вкусах и настроениях общества.
Похоже, что Воронцов множество павильонов и домов в своей Алупке,
воплотивших в себе различные исторические стили, захотел дополнить
"готическим набором". И Блор оказался именно тем архитектором, который
сумел это желание удовлетворить. Всего за один год он выполнил заказ, и
сразу же в декабре 1832 г. началось возведение корпусов по новому
проекту под наблюдением присланного из Англии архитектора Вильяма Гунта.
Сам Блор в Алупку так и не приезжал. Но, очевидно, он был хорошо
осведомлён о рельефе местности. Архитектор принял во внимание то, что
уже были готовы фундаменты и что существовала первая кладка глубокой
портальной ниши центрального корпуса. То и другое вошло в новый проект.
Однако, в целом, он принципиально отличался от первоначального. Это было
утверждение совершенно новых, по сравнению с классицизмом,
архитектурно-строительных принципов.
Вместо геометрически строгой группировки корпусов Блор живописно
расположил их в направлении с запада на восток, соответственно движению
гор, благодаря чему дворец очень органично "вписался" в окружающий
ландшафт и обрёл свой ни на что не похожий художественно-выразительный
образ. От корпуса к корпусу даётся наглядное представление о том, как
развивалась средневековая архитектура, начиная от ранних форм и кончая
XVI в. Упор при этом сделан на английский вариант зодчества.
Главный подъезд ко дворцу находится с западной стороны. Путника
встречает типично феодальный замок – крепость VIII – XI вв. Круглые
монументальные сторожевые башни, глухие стены, замкнутые пространства.
Таковы двор хозяйственных корпусов и узкий, суровый средневековый
проезд, ведущий к центральному корпусу Высокие зубчатые стены грубой
кладки, щелевидные окна-бойницы дополняют ощущение неприступности. И
лишь ажурный чугунный висячий мостик, по которому проходили музыканты на
хоры парадной столовой, вносит в суровую атмосферу проезд неожиданную
лирическую ноту. Чем дальше от арки западного въезда, тем больше
наслаиваются признаки архитектуры последующих эпох.
В парадном дворике после ощущения замкнутости неожиданно появляется
поток света и свежего воздуха. Открывается изумительной красоты пейзаж с
вершиной Ай-Петри вдали, "вмонтированный" в архитектурную раму, одной
гранью которой служит часовая башня, другой – восточный флигель. Снизу
пейзаж ограничивает опорная стена с фонтаном в центре. Широко раскрытыми
глазами-окнами смотрит на парк северный фасад главного корпуса. Он
более всего иллюстрирует стиль Тюдор, типичный для Англии XVI в.
Из плоскости стены выдвинуты на разных уровнях – центральная часть с
парадным входом, выступы эркеров и боковые ризалиты с башнями под
луковичными куполами. Фасад подчёркивают узкие, многогранные
полуколонки, увенчанные декоративными навершиями – пинаклями.
Большая поверхность застеклённого пространства в здании, устремлённые
ввысь купола, изящной формы пинакли, зубцы и дымовые трубы с навершиями в
виде цветов зрительно облегчают массивную кладку стен и грубоватую
фактуру камня.
В резных каменных украшениях дворца удачно выражено сходство между
отдельными стилеобразующими элементами восточной и западной архитектуры.
Например, между готическими дымовыми трубами и минаретами мечети. Это
сходство усиливается с переходом к южному фасаду главного корпуса.
Открытый в сторону моря, всегда освещённый солнцем, он имеет нарядный и
праздничный вид, изменчивые и причудливые очертания.
Основное декоративное украшение дворца – мотив пологой, стрельчатой,
подковообразной, килевидной арки – неоднократно повторяется и в чугунной
балюстраде балконов, и в каменной резной решётке, ограждающей крышу, и,
наконец, в декоративном убранстве портала южного входа, оформленного с
восточной пышностью. Подковообразная рака, двухъярусный свод,
великолепная резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок
тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторённой
по фризу арабской надписью: "И нет победителя кроме аллаха".
На художественный образ дворца очень влияли литературные увлечения того
времени. Когда он создавался, одинаково популярными были и рыцарские
романы Вальтера Скотта, и чудесные арабские сказки. Достаточно
вспомнить, что в 1830ых годах стали переводиться на русский язык
"Айвенго" В.Скотта и "Альгамбра" В.Ирвинга. Потому-то и надпись
Альгамбры (дворца испанских халифов XIV в.) и оказалась в Алупке. Но ещё
более старались подражать романтики прекрасной, загадочной, вечно
изменчивой природе. Органичное единство с ней дворца может служить
примером не одному поколению архитекторов. Органичное слияние форм
дворца с природой удивительным образом дополнено рисунком горы Ай-Петри.
Со стороны Алупки она напоминает развалины средневекового готического
замка. Эти естественные живописные руины являются основной доминантой
многих пейзажей архитектурно-паркового ансамбля.
На строительстве дворца использовался в основном труд оброчных
крепостных из Владимирской и Московской губерний. Это были потомственные
каменотёсы и камнерезы, передававшие из поколения в поколение искусство
возведения и рельефной отделки великолепных белокаменных соборов.
Основной строительный материал – диабаз магматического происхождения,
зеленовато-серой окраски под стать цвету гор и вечнозелёной
растительности – брался из естественных россыпей в Алупке. Даже
фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Это очень
твёрдый по своей природе камень, почти в два раза твёрже гранита, и
очень капризный в обработке. Неверный удар молотка мастера – и вся
работа напрасна. Из огромных бесформенных глыб высекались ровные блоки
для стен и сложные по рисунку украшения. Тщательно шлифовался диабаз для
оформления внутренних помещений. Все работы проводились вручную
примитивными инструментами.
Среди крепостных было много талантливых мастеров – подрядчик Гавриил
Полуэктов, лепщик Роман Фуртунов, столяры Яким Лапшин, Максим Тисленко,
Наум Мухин и другие. Удалось установить имена более 300 крепостных,
работавших на строительстве дворца.
Дворцовый комплекс состоит из нескольких корпусов, составляющих единый
архитектурный ансамбль, – центрального, столового, гостевого,
библиотечного и хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил
название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои
дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой.
Сооружение дворца началось со столового корпуса (1830 – 1834 гг.).
Центральный корпус возводился в 1831 – 1837 гг. В 1841 – 1842 гг. к
столовой была пристроена бильярдная. В 1838 – 1844 гг. строились
гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник
хозяйственных корпусов, оформлялся парадный двор. Последним был построен
библиотечный корпус (1842 – 1846 гг.).
Самый большой объём земляных работ был осуществлён с 1840 по 1848 г. с
помощью солдат сапёрного батальона при сооружении террас парка перед
южным фасадом дворца.
Летом 1848 г. на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были
установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской
итальянского скульптора Джовани Боннани. Львиная терраса завершила
строительство и оформление дворцового ансамбля.